Авгуръ
РосАэроСистемы

RUS | ENG

БУДУЩЕЕ ЗА АТЛАНТАМИ

 

«У других стран много берегов водного океана. У России их мало, сравнительно с ее пространствами, зато она владеет обширными... бе­регами свободного воздушного океана. Русским поэтому сподручнее ов­ладеть сим последним... Оно, вместе с устройством доступного для всех и уютного двигательного снаряда, составит эпоху, с которой начнется новейшая история...» Д.И Менделеев

 

 В конце XX века всем ведущим мировым производителям воздухо­плавательной техники стало очевидно, что классическая концепция по­строения дирижабля перестала отвечать современным требованиям, предъявляемым к аппаратам легче воздуха. Пришло время, когда ста­ло необходимо перейти к созданию гибридных аэростатических транс­портных летательных аппаратов.

Вообще, применение дирижаблей сегодня, похоже, переживает, своего рода, ренессанс. Некогда незаслуженно забытое средство пере­движения, сегодня активно перестраивается на высокотехнологическую платформу и в совершенно новом качестве. Судя по всему, они займут весьма обширный участок очень важной работы. И одно из главных направлений - транспортировка грузов. Что особенно важно, только сов­ременные дирижабли способны перевозить крупногабаритные, нефор­матные грузы на большие расстояния, и на территории с неразвитой ин­фраструктурой, или вовсе без таковой.

Наиболее значительно в направлении создания транспортных, гиб­ридных аэростатических летательных аппаратов продвинулись два ми­ровых производителя - Worldwide Aeros (США) и ЗАО «Воздухоплава­тельный центр «Авгуръ» (Россия). Однако, при общей схожести проектов Aeroscraft (Aeros) и «АТЛАНТ» (Авгуръ) следует отметить их су­щественное различие. Конструкция Aeroscraft предполагает взлёт и по­садку с заранее подготовленных площадок, в то время как «АТЛАНТ» спроектирован таким образом, чтобы полностью отказаться от аэро­дромных служб и вообще от какой либо инфраструктуры на промежу­точных местах посадок летательного аппарата. Критерии, предъявляе­мые к аппаратам серии «АТЛАНТ» очень высокие.

Будущее гибридного дирижабля предсказали российские конструк­торы еще в 2005. И все основные научно-исследовательские разработки отечественные конструкторы вели именно в этом направлении. Нес­колько лет назад проект попал в поле зрения потенциальных заказчи­ков, которые проявили предметный интерес к аппарату "АТЛАНТ", соз­даваемы российскими дирижаблестроителями.

«АТЛАНТ» сочетает в себе лучшие качества дирижабля с отдель­ными элементами самолета, вертолета и судна на воздушной подуш­ке. Такой подход позволяет, сохранив уникальные преимущества ди­рижаблей - большую дальность и грузоподъемность, экономическую и экологическую эффективность, избавиться от традиционных для это­го вида транспорта недостатков. Это комбинированное воздушное судно создано российской фирмой ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ».

Ключевым техническим решением у обеих компаний является применение инновационной системы, позволяющей управлять всплывной силой аппарата без принятия на борт жидкого или твер­дого балласта.

Главная задача, которую пришлось решать специалистам, это - бал­ластировка. Пока дирижабль несет полезный груз - проблем нет. Но ко гда груз снят с платформы, облегчённый дирижабль получает подъём­ную силу, равную весу отданного груза. И если его не удержать на земле - он может улететь. Чтобы этого не случилось, отечественные специ­алисты разработали специальную, так называемую активную систему контроля плавучести. И теперь дирижабль может без каких либо труд­ностей оставаться на земле, способен летать куда угодно и приземлять­ся где угодно, перенося очень большой груз. Современные материалы, технологии и оригинальные инженерные решения позволяют создать гибридные аэростатические летательные аппараты, которые при сохра­нении естественных преимуществ отличаются отсутствием недостатков свойственных классическим дирижаблям.

 Кроме того, корпус жесткого типа и оригинальные решения по его форме и конструкции позволяют обеспечить круглогодичную безэлинговую эксплуатацию дирижаблей нового поколения, отка­заться от организации флюгирования на стоянке, исключить сопро­вождение наземной командой. АТЛАНТ проектируется, прежде все­го, для эксплуатации в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и будет способен взлетать и садиться на любую поверхность, включая водную, тонкий лед или болотистую местность. Все это должно сделать АТЛАНТ незаменимым инструментом для решения следующих задач:

выполнение уникальной транспортной работы в районах со слабо развитой или отсутствующей наземной инфраструктурой;

организация надежного круглогодичного снабжения отдаленных объектов, включая находящиеся в Арктике.

Это прорыв в дирижаблестроении, «АТЛАНТ» - гибрид самолёта, вертолёта, дирижабля и судна на воздушной подушке. При взлёте и по­садке он движется как вертолёт, во время горизонтального полёта - как самолёт и дирижабль. По сути это грузовой дирижабль, который на­шпигован современными технологиями. Такого в истории человечества не было: транспортные цепеллины, перевозившие пассажиров через Атлантику, могли брать на борт, по большому счёту, только пассажиров с чемоданами. Под них строились масштабные дирижабледромы - не меньше аэропортов. «АТЛАНТ» же сможет взлетать и в «чистом поле», доставлять крупногабаритные и очень тяжёлые грузы, людей и технику в отдалённые регионы страны. То есть в прин­ципе вывести из обихода понятие «северный завоз», заменив его регулярным снабжением районов Крайнего Севера.

В последнее время правительства России, Америки и Канады стало уделять больше вни­мания современным разработкам дирижабле-строителей.

Летом 2012 года в городе Анкоридже, штат Аляска, прошёл - 2-й семинар - «Грузовые Ди­рижабли для Северных территорий». Форум был организован Университетом Аляски, Фер-бенкс в сотрудничестве с NASA Ames Research Center и ISO Polar Airships. Обсудить проблему съехались представители авторитетных, в авиа­ционном мире компании, таких как Lockheed Martin Corporation, HAV, Northrop Grumman, Aeroscraft. Участники форума Сенатор Штата Аляска Лесил МакГайр и Директор центра NASA Ames Research Cente Саймон Уорден в своих выступлениях подчеркнули приоритет­ность развития и пообещали поддержку на го­сударственном уровне данному виду транспор­

та. Общее мнение собравшихся авторитетных специалистов, сводилось к тому, что необходимо строить дирижабли гибридной схемы.

 «АТЛАНТ» не остался без внимания «сильных мира сего», в конце 2012 года проект получил гранд от Фонда «Сколково». Для реализации этого проекта «Воздухоплавательный Центр «Авгуръ» учредил дочер­нее предприятие ОКБ «Атлант», получившее статус резидента Фонда «Сколково». Профильным экспертам Фонда проект был рассмотрен. «АТЛАНТ» получил наивысший положительный балл экспертного совета. На начальном этапе государство, в лице Фонда «Сколково», бе­рет на себя 75% процентов всех расходов по реализации проекта. На завершающей стадии - испытания и ввод аппарата в эксплуатацию, участие государства снизится до 25%. Остальные средства поступят от частных инвесторов.

Уникальные возможности «АТЛАНТов» позволят создать совершен­но новую инновационную, транспортно-логистическую систему, которая сделает экономически целесообразной разработку малых и средних ме­сторождений полезных ископаемых, обеспечит бесперебойное кругло­годичное снабжение отдаленных регионов, и, в конечном итоге, при­даст мощный экономический импульс развитию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Здесь и отказ от экстенсивных методов хо­зяйствования (строительство железных дорог, зимников и т.д.), и сохра­нение экологического равновесия в районах Крайнего Севера, и значи­тельный экономический эффект за счет снижения себестоимости и времени перевозок. Эксперты утверждают, что применение каждого та­кого аппарата вместо традиционных авиационных средств доставки гру­зов, ежегодно сэкономит около 50 тонн топлива, а атмосфера сохранит более 100 тонн кислорода.

Ввод в эксплуатацию этого воздушного судна вновь поставит Рос­сию в ряд мировых лидеров авиастроения. Уже в ближайшей перспек­тиве нас ожидает настоящий бум гибридного дирижаблестроения. И ус­пешная реализация проекта «АТЛАНТ» наверняка придаст развитию технологий мощный импульс.

Есть ли необходимость в этом развитии? Бесспорно - есть!

Алексей МИТРОФАНОВ.

 

Все публикации
© НПО "АВГУРЪ - РосАэроСистемы", 2015

125 315 г. Москва, Ленинградский проспект, д.68, строение 16

Тел/факс: (495) 989-7425
E-mail: sales@rosaerosystems.com